Красноярск

Деловые Новости бизнеса Последние новости Красноярска сегодня за прошедший час Красноярские новости

Железная дорога вывезет Туву в регионы-доноры

29 июля 2009

В г. Кызыле, 28 июля, председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол и председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов провели совещание по реализации инвестиционного проекта "Строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва". В совещании приняли участие представители компании-инвестора – ЗАО "Енисейская промышленная компания", а также проектировщики – ООО "Северо-Западный институт проектирования транспортных объектов" (г. Санкт-Петербург).

 

Открывая совещание, глава правительства Тывы Шолбан Кара-оол отметил чрезвычайную важность проекта для республики, поскольку отсутствие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры является сегодня главным сдерживающим фактором развития ее экономики.

 

О значении железнодорожной магистрали для Тувы участников совещания проинформировал первый вице-премьер – министр экономики республики Сергей Тен. Он отметил, что, несмотря на устойчивую положительную динамику социально-экономического развития республики в последние годы, по большинству показателей Тыва значительно отстает от среднероссийских. Одна из причин этого – изолированность от экономического пространства России. Выход Тувы в общероссийскую железнодорожную сеть не только позволит ликвидировать относительную изоляцию республики, но и даст мощный импульс развитию всех отраслей, прежде всего, горнодобывающей. По оценкам специалистов, прирост налоговых отчислений в республиканский бюджет уже в 2014 году составит 5,4 миллиарда рублей, а в 2015 – 7,3 миллиарда. К 2020 году собственные доходы республики превысят расходы. В течение пяти лет с начала реализации проекта будет создано 18 тысяч новых рабочих мест, численность занятых в производстве возрастет в 1,6 раза, уровень безработицы снизится до минимума.

 

По словам Эдхама Акбулатова, для Красноярского края экономический эффект проектируемой дороги также очевиден. В период строительства в южных районах края будет создано 10 тысяч рабочих мест и 1500 - в процессе эксплуатации, а также сотни сопутствующих рабочих мест в социальной сфере и сфере услуг. Дополнительные налоговые поступления в бюджет края на этапе строительства составят около 3 млрд. рублей в год. Кроме того, железная дорога позволит облегчить доступ к железорудным месторождениям полезных ископаемых на юге Красноярского края. "То, что этот проект финансируется с помощью средств Инвестиционного фонда РФ, можно считать общероссийским вкладом в развитие потенциала сибирских регионов", - подчеркнул Акбулатов.

 

Линия железной дороги (300 км из 418) пройдет по территориям трех районов края – Курагинского, Каратузского и Ермаковского, где появятся пять новых железнодорожных станций. Развитие транспортной инфраструктуры радикально изменит жизнь ряда населенных пунктов края. Акбулатов проиллюстрировал это на примере поселка Арадан. В настоящее время там проживает 300 человек, электроснабжение обеспечивает дизельная станция, отсутствует водопровод, социальная сфера не соответствует современным требованиям. С появлением железнодорожной станции население поселка увеличится до 900 человек. По сути, возникнет новый населенный пункт, в котором появятся современные учреждения образования и здравоохранения, средства связи, сфера услуг, бесперебойное энергоснабжение.

 

Эдхам Акбулатов отметил, что при реализации проекта необходимо обратить особое внимание на то, что трасса проходит по территории, богатой культурно-историческими ценностями – это касается как тувинского участка дороги, так и природного парка "Ергаки". Задача всех участников проекта заключается в том, чтобы железная дорога способствовала развитию экономики и туризма в обоих регионах, не нанося ущерба окружающей природе.

 

Представитель инвестора, директор по организации строительства железной дороги ЗАО "Енисейская промышленная компания" (ЕПК) Борис Кабищев рассказал на совещании о том, что строительство железной дороги осуществляется в комплексе с освоением Элегестского месторождения, где с выходом на полную мощность угледобывающего комплекса объем добычи угля составит 12 миллионов тонн в год. На текущий момент ЕПК, на долю которой приходится 62% инвестиций по проекту, вложила более 1 миллиарда рублей в освоение Элегестского месторождения и 337 миллионов рублей в «железнодорожную» часть проекта. В настоящее время ведется работа по проектированию дороги, ее планируется завершить до конца этого года. Строительство трассы начнется уже в 2010 году.

 

С ходом проектных работ и обликом будущей дороги участников совещания ознакомил генеральный директор ООО "Северо-Западный институт проектирования транспортных объектов" (Севзаптранспроект) Сергей Мельниченко. По его словам, проектирование идет в очень сложных горных условиях. Программа изысканий включает около десятка направлений, в том числе археологическое и сейсмологическое. Трасса длиной 418 километров будет включать в себя 566 сооружений – мостов, туннелей, виадуков, водоотводов, путевых переходов. Сложными вопросами для проектировщиков, признался Сергей Мельниченко, стали археология и экология. Особую озабоченность вызывают участки трассы, проходящие по "Долине царей" и парку "Ергаки". По словам главного проектировщика, окончательный вариант трассы будет выбран с учетом всех предложений и замечаний археологов и экологических служб обоих регионов.

 

После детального обсуждения всех этапов реализации проекта, участники совещания подчеркнули необходимость дальнейшей координации действий и регулярного обмена мнениями по вопросам, требующим соблюдения баланса интересов всех сторон, особенно в части сохранности культурно-исторического наследия, охраны окружающей среды и создания объектов социальной инфраструктуры. Следующее совещание предполагается провести через месяц на территории Красноярского края.

 

Затем участники совещания осмотрели будущую трассу "Кызыл-Курагино", побывали на Элегестском угольном месторождении, а также в месте строительства Куртушибинского тоннеля на границе Тывы и Красноярского края, который в перспективе соединит два субъекта Федерации. Протяженность тоннеля составит 668 м.

 

СПРАВКА: "Строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва" - один из крупнейших в России инвестиционных проектов, общая стоимость которого составляет 131,6 млрд. рублей. Цель проекта - создание инфраструктуры для ускорения социально-экономического развития Республики Тыва на основе вовлечения в хозяйственный оборот месторождений полезных ископаемых в этом регионе, а также на юге Красноярского края. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и состоит из двух частей – освоения Элегестского угольного месторождения, которое финансирует ЗАО «ЕПК», а также строительства железной дороги, 50% стоимости которой будет обеспечено за счет средств Инвестфонда РФ. Стоимость дороги составляет 98,6 млрд. рублей.

>